Умеют ли птицы… учиться?

Содержание

Мир птиц очень разнообразен и многочислен. Наличие клюва, перьев и крыльев является отличительными признаками всех пернатых. Какие бывают птицы, чем они отличаются, как выводят птенцов? Все эти вопросы будут рассмотрены на данном уроке.

Блок: 1/12 | Кол-во символов: 236
Источник: https://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/1-klass/zhivotnyy-mir/ptitsy-suschestvennye-priznaki-ptits?konspekt


Тема: «Кто такие птицы?»

Учебные задачи, направленные на достижение — предметных результатов:

  • познакомить учащихся с характерным признаком птиц, формировать умение отличать птиц от других животных;
  • развивать умение узнавать и называть изученных птиц по описаниям, рисункам, фотографиям;

Познавательные:

  • учить выявлять признаки данного вида животных;
  • отличать новое от уже известного,
  • продолжать обучение практическому исследованию предметов природы.

Регулятивные:

  • ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
  • добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц;
  • использовать жизненный опыт;
  • работать с дополнительной литературой,
  • учить отличать верно выполненное задание от неверного.

 Коммуникативные:

  • умение работать в паре, вести учебный диалог;
  • формирование уверенности в себе;
  • учить оценивать свою работу и работу группы.

 Личностные:

  • воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим;
  • привлекать семью к проблеме помощи животным;
  • развивать ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  • развивать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Прогнозируемые учебные результаты: первоклассники познакомятся с отличительными признаками птиц, научатся определять птиц среди других животных, описывать их.

Учебные материалы и оборудование для учителя и учащихся:

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник «Окружающий мир» перья птиц, ножницы, стаканчик с водой, рисунки птиц.

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 1630
Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/678950/

Говорящие птицы

Среди птиц своими разговорными навыками прославился, конечно, попугай. Но не только это семейство умеет повторять за человеком слова. Болтать умеют вороны, сойки, галки, канарейки и скворцы.

Последние вообще за счет своего уникального слуха способны удивлять, повторяя не только слова, но и целые мелодии. Чаще всего птиц и учить говорить не надо, они, имея образец для подражания, могут обрести способность самостоятельно.

Иногда это привозит к казусам – пернатое существо может разразиться отборным матом!

Талантливая птица начнет повторять за человеком слова всего после пары их повторений. А ее словарный запас может измеряться десятками и сотнями фраз.

♥ ПО ТЕМЕ: Волнистый попугайчик активирует голосом Siri на iPhone (видео).

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 758
Источник: https://yablyk.com/355729-305457/

Ход урока

I. Организационный этап. Мотивация

Цель – проверка готовности к уроку, установление эмоционального контакта в группе.

Учитель.

— Сегодня на урок к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Посмотрите на гостей и поздоровайтесь с ними глазами.

— На уроке мы будем работать под девизом.

Наш девиз – не унывать, всё пройти и всё узнать!

Мы хороший дружный класс

Всё получится у нас!

(Слайд 1 )

II. Присоединение.

Учитель.

— Сегодня вы маленькие учёные и вам предстоит сделать несколько важных открытий.

— Ответьте мне: «Кто такие учёные?» ( ответы детей) (Учитель знакомит учащихся с толковым словарём Ожегова и лексическим значением слова учёный.

(Слайд 2 )

Учёный – этоспециалист в какой-нибудь области науки — много знающий, образованный .



Учитель.

— Наш урок посвящён живой природе ,а именно тем, кто два раза родится: в первый раз гладкий ,а второй раз- мягкий. Кто это? (Птица)

— Предположите, о ком мы будем говорить на уроке ?

III. Этап актуализации знаний.

Цель – выявить первоначальные знания детей по теме «Птицы»; подготовить к восприятию новой темы.

Учитель.

А каких птиц знаете? (дети называют)

IV. Этап изучения новых знаний.

Cоздание проблемной ситуации, знакомство учащихся с характерным признаком птиц.

1). Постановка цели и задач урока.

Учитель.- Прочитайте тему урока на стр.36 учебника. (Кто такие птицы?)

— Чему мы будем учиться на уроке?

— Прочитайте, какие учебные задачи мы будем решать на уроке? ( читающие дети читают стр.36)

(Слайд 3)

Учитель.

— Совершенно верно. Тема урока «Кто такие птицы».

Цели: познакомиться с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки птиц, чтобы уметь выделить птиц из других групп животных.

2). Определение главного признака птиц.

Учитель- Ребята, кто из вас знает, как отличить птиц от других животных?

(Они умеют летать)

Давайте понаблюдаем и скажем, действительно ли главным признаком птиц является умение летать?

( Слайд 4)

Рассказ Муравья Вопросика.

Однажды вечером он гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться.

За лесом на окраине деревни прокукарекал петух, созывал кур на насест.

Большая ночная бабочка пролетела над ним бесшумно взмахивая крыльями, с резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-перелетало животное, похожее на белку.

Какие разные животные подумал Муравей. Все они умеют летать. Наверное, все они – птицы?

— (Слайд 5 ) (летучая мышь, белка-летяга, бабочка)

Учитель.

А вы как думаете, ребята?

— Давайте рассмотрим этих животных. Все ли они птицы?

— Знает ли кто-нибудь из вас похожее на белку животное, о котором сказал Муравей?

Это белка-летяга.

Птица ли она? А летучая мышь – птица?

Учитель.

— Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно знать общий признак, который отличает их от других животных.

— Умение летать не подходит – мы знаем, что летают не только птицы, но и рыбы и насекомые, а вот курица летает плохо.

— Так чем птица отличается от других животных, вот это нам предстоит выяснить.

Выдвижение гипотезы (2 мин) (Слайд 6)

Рассказ о строении тела птицы на примере голубя, гуся или утки.

Учитель.-Чем они все похожи?

(У них у всех есть перья.)

3). Возвращаемся к рисункам.

— Чем покрыто тело летучей мыши (шерстью).

— А крылья у неё перепончатые.

— Летяга тоже покрыта шерстью. Перьев у них нет. Значит они не птицы.

Учитель.

-Найдите среди всех животных птицу. (Курица).

-Курица летает плохо, но её учёные так же как и вы относят к группе птиц. Почему?

-Мы знаем, что есть птицы, которые вообще не умеют летать. (Слайд 6)

-Так можно ли сказать, что все, кто летают – птицы? Или у птиц есть какой-то другой отличительный признак? (ответы)

(потому что самый главный признак этой группы – перья)

Учитель.

— Кто же такие птицы?

— Правильно ли мы думаем? Согласится ли с нами Мудрая Черепаха? Посмотрите на других птиц.

-Чем похожи птицы? (Все покрыты перьями)

Учитель.

— Это животные, тело которых покрыто перьями. Не случайно птиц называют «пернатые»!

Важный ли признак для птиц — умение летать? ( Нет)

— Какой же главный признак птицы? ( Перья). (Слайд 7)

— Птицу узнают по перьям. Это вполне справедливо, поскольку из всех живых существ только птицы имеют перья, за что их и называют пернатыми. (Слайд 8)

-Давайте познакомимся со строением птицы.

4). Строение птицы.

(Слайд 9)

Учитель

— Посмотрите, что это за птица? (Голубь)

— Дети, назовите все части тела птицы.

( Туловище, ноги, крылья, хвост, шея, голова, клюв.)

— Поработайте в паре: рассмотрите картинку стр.36, покажите друг другу, из каких частей состоит тело голубя? (голова, шея, туловище, хвост, крылья, ноги, клюв)

 — А теперь проверим. Правильно ли вы назвали части тела птицы (проверка по слайду 9 )

— Обратите внимание на форму тела птицы. Какая она? (Гладкая, обтекаемая.)

-Для чего нужна птице такая форма тела? (Форма тела помогает птице преодолевать потоки воздуха и быстро летать)

-Эту особенность формы тела птиц люди давно подсмотрели у природы и по её образу и подобию создали машину. Какую? (Самолёт) (Слайд 10)

5). Знакомство со строением перьев. Практическая работа. (Слайд 11)

Учитель.

Мы сейчас с вами будем настоящими исследователями. А цель нашего исследования узнать:

  • как устроены перья;
  • значение перьев.

— А вы держали в руках перо птицы? А кто-нибудь задумывался о его свойствах?

-А чтобы больше узнать о свойствах перьев, что мы можем сделать? (нужно его рассмотреть, исследовать).

-А если рассмотреть перо, то о чем мы можем узнать? (зачем оно нужно птице)

(Слайд 11).

-У вас на партах в файлах лежат разные перья. Достаньте их.

-Рассмотрите их внимательно. Сравните перья.

-Чем различаются? Чем похожи? (Формой, цветом, размером)

— Найдите вот такие жёсткие и упругие перья. Это полётные или маховые перья.

С их помощью птицы летают. (Слайд 12).

-Маленькие и пушистые-это кроющие перья. Они покрывают тело птицы (Слайд 13)

и одновременно сохраняют тепло самого нижнего слоя – пуховых перьев. (Слайд 14).

— Для чего же нужны перья птице? (летать, сохранять тепло)

Физминутка.

Лебеди летят, крыльями шумят. (Дети шагают, машут руками)

Прогнулись над водой, качают головой. (Наклоняются вперёд, кивают головой в разные стороны)

Прямо и гордо умеют держаться (выпрямляются, стоят ровно)

И очень бесшумно на воду садятся. (садятся за парты)

(Слайд 15)

V. Практическая работа

Учитель.

Несмотря на то, что перья отличаются друг от друга, они имеют общие особенности. Проведём научное исследование.

— Возьмите любое перо и рассмотрите его.

— Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера. Покажите его.

— Найдите бородки, покажите их

-Обратите внимание на то, как прочно они соединены.

(показывают)

— Что случится, если сейчас подует ветерок?

( Перья полетят. Они лёгкие. )

-Давайте проверим ваше предположение. Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него.-

-Что случилось? (Они лёгкие, поэтому полетели.)

— Как вы думаете, а что находится внутри перьев?

-Давайте проверим , возьмите ножницы и среднее перо разрежьте. Что вы видите внутри? (Ничего.Внутри пусто, поэтому они очень лёгкие)

Учитель (приглашает 3 человека)

— Они будут проводить наблюдение по инструкции:

— Опустите перо в воду.

— Выньте перо и посмотрите, изменилось ли оно? Намокло ли перо? Что происходит с капельками воды?

— Попробуйте сделать вывод: от чего перья защищают птицу?

— Опустите перо в воду. Выньте перо и посмотрите, изменилось ли оно? (нет)

— Намокло ли перо? (нет)

-Что происходит с капельками воды?

( Нет, вода скатилась капельками.)

— Попробуйте сделать вывод: от чего перья защищают птицу? (Перья защищают птицу от воды и сырости .)

Вывод. Действительно, перья защищают птицу от воды и сырости.

Учитель.

Есть такая поговорка: Как с гуся вода. Как понимаете смысл высказывания?

-Спасибо за помощь (дети садятся за парты)

-Может, вы знаете, почему у птиц перья не намокают от воды? (ответ детей)

(Птицы смазывают свои пёрышки жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и перья не намокают)

Учитель.

Для чего нужны птицам большие перья?

( Чтобы летать.)

Учитель.

— Для чего нужны маленькие пёрышки?

(Для тепла.)

— Итак, для чего же птице нужны перья? (Летать, сохранять тепло, украшать)

— Итак, мы выяснили, что тело птицы – хитроумно устроенный «аппарат», и важную роль в нем играют перья. Перо имеет стержень и бородки. Большие перья на крыльях помогают птицам летать, маленькие перья на теле защищают тело и придают ему форму, под ними пух, который согревает птицу.

 — Обратите внимание. Почему на слайде перо нарисовано рядом с чернильницей?

(Перьями раньше писали.)

— Да, много лет назад не было ручек, и люди писали гусиным пером. А.С.Пушкин писал свои сказки таким пером.

VI. Закрепление изученного материала (до 15 минут)

Учитель .

— Ребята, пока вы исследовали перья, к нам пришла электронная почта. ( Слайд 17 )

«Внимание! Наши маленькие друзья! Срочно нужна помощь! Живем рядом с вашей школой, нам голодно!»

Подпись: Синички, воробьи, снегири и другие птички.

Учитель.

-Птицы нас просят о помощи. Поможем птицам? Да!

-А прежде, давайте подслушаем их разговор. (О чем же они говорят).

 VII. Инсценировка .(Диалог птиц)

— Холодно нам птицам зимой.

— Да и не хватает корма.

— Мы, ласточки, скворцы питаемся насекомыми и улетаем в теплые края. А сейчас насекомых нет – они спят.

— А вот нам воробьям, синицам и холодно, и голодно.

— А ты знаешь, что мы возвращаемся опять туда же, откуда улетали.

— Это как?

— Ну, с нашего города мы улетели сюда же в наш город мы и прилетаем.

— Но есть одно но… Мы возвращаемся в том случае если к нам отношение бережное, встречают нас, делают нам искусственные гнезда, которые называются скворечники.

— А зимой нас надо подкармливать и делать нам кормушки.

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов


К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их не счесть!

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучайте птиц в мороз

К своему окну.

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

-Корма, который подходит птицам в природе мало, поэтому сейчас мы можем встретить птиц рядом с жильем.

Учитель.

— А мы сделали для птиц кормушки и знаем, чем птиц кормить.

Рассказы детей о корме и кормушках. (Слайд 18)

Птиц, постоянно живущих в данной местности, называют оседлыми. Это такие птицы, как галки, воробьи, снегири.

Зимой снегиря можно подкармливать семенами растений.

Дятла – семенами сосны, семенами растений.

Синицу – салом.

Воробьев– пшеном, крошками хлеба, сырыми семечками подсолнуха.

Кормушки.

Подкормку птиц начинают с появлением первого снега. Практичная кормушка – это домик. Для синиц – жердочка из проволоки, на которую нанизываются кусочки сала.

2гр. Рассказ о птицах.

Воробей. (Слайд 19)

Очень прожорлив. Воробьи делали налеты на поля и уничтожали урожай. Крестьяне им кричали «Вора бей»! Так их и назвали «воробей».

Ласточки. (Слайд 20)

Птицы воздуха. Они редко спускаются на землю, даже воду пьют на лету. Если ласточки летают низко – будет дождь.

3 гр. Чув. легенды. Ласточка вьет гнездо у бога под столом. В чув. вышивке используют швы, которые называются ласточкин хвост и лапки / / /, а петушок любимый сказочный герой.

Все эти птицы нам знакомы. Они живут с нами рядом.

Есть птицы, о которых вам предстоит узнать много нового и интересного.

Соловей (Слайд 21 )

Про соловья говорят, что он лучший певец. О чем же он поет. Сидит он в листве, неприметный и то щелкает, то рокочет, то трелью рассыпается, да так звонко и красиво, как ни одна другая птица не умеет.

Песней птицы подзывают друг друга, отгоняют врагов. Они даже ругаться могут – послушай, как ссорятся воробьи, отнимая друг у друга хлебную корку. (Звуки)

— А самые красивые песни птицы поют для своих невест и жен. Если пересказать соловьиную песню человеческими словами, то получится примерно так:

— Я пою лучше всех соловьев, а моя жена – самая красивая соловьиха во всем лесу.

Под этим кустом мы совьем гнездо, и если какой-нибудь чужак попробует тут поселиться, я его прогоню – потому что я храбрый и сильный.

Учитель.

-Вот он о чем поет.

-Соловей образовано от слова «соло» — один.

-Есть такое понятие и в музыке «соло» — это исполнение произведения одним человеком-музыкантом.

(Исполнение музыкального произведения на флейте)

VIII . Рассказ о декоративных птицах.

-Перья спасают птицу от ушибов и царапин, от холода и жары. В природе много птиц. В лесу, на лугу – везде живут птицы. Мир птиц очень красочный и разнообразный. Птицы очень красивые и нарядные. Каждая птица красива по-своему. Красивое оперенье у павлина, колибри, райской птицы, попугая.

Колибри(Слайд 22)

Птица – муха. Самая маленькая птичка в мире. Питается нектаром с цветов. Гнездо величиной с грецкий орех.

Учитель.-Об одной из них я вам расскажу

— А какая птица говорит о себе так?

И петь не пою,

И летать не летаю

За что же тогда

Меня птицей считают?

(страус) (Слайд 23)

Тело страуса покрыто перьями. Страус не умеет летать.

— Зачем же ему крылья? ( крылья служат ему для украшения)

В нашей местности есть люди, которые занимаются разведением страусов.

Учитель.

— А какие птицы ещё не умеют летать? (пингвины) (Слайд 24)

— А почему они не умеют летать?

Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу – рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать, потому что вместо крыльев у них ласты, которые помогают им плавать. Их тело покрыто густым непромокаемым оперением. Чтобы выжить, этим птицам не нужно подниматься в воздух. Поэтому они не летают, а их крылья выполняют другую функцию. (Слайд 25 )

Учитель.

— Ребята, а вы знаете, что о птицах написано много рассказов?

Муравей – Вопросик советует вам прочитать рассказы В. Бианки. (показать портрет В. Бианки)


IХ. Рефлексия. Итог урока (2-4 мин)

Учитель.

— Сегодня на уроке вы были маленькими учёными.

— Какие важные для себя открытий вы сделали на этом уроке?

— Понравился ли вам урок? С каким настроением вы работали?

– Что вы можете сказать о своей работе на уроке?

– У вас на столе птички. Оцените цветом свою работу на уроке.

– Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – возьмите жёлтую птицу.

– Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – оранжевую птицу.

— Какое задание на уроке было самым интересным?

— Было ли трудно?

— Вы молодцы! Мне было приятно работать с вами. Я увидела умных, заинтересованных детей.

Тысячи лет шумят для нас леса – слышим ли?

Тысячи лет радуют нас стихи и горы – ценим ли?

Тысячи лет поют для нас птицы – не напрасно же?

Можно ли представить себе землю без птиц?

Море без чаек. Степь без жаворонков, горы без орлов

Или лес без кукушки. Скучно станет, неинтересно, мертво и глухо.

Так давайте будем оберегать природу сейчас и всегда.

Учитель.

— Спасибо за работу. Молодцы! А дома, по желанию, нарисуйте самую любимую вашу птицу. Расскажите родителям, что интересного вы узнали на уроке.

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 14876
Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/678950/

Виды самых говорящих попугаев


Из 300 с лишним видов попугаев говорящими считаются лишь 40. Самым талантливым среди них считается африканский серый жако. Это настоящий артист, который не только помнит до 600 слов, но и произносит их уместно. Птица, конечно же, не может понимать значения произносимых ею звуков, зато она точно соотносит слова с предметами и явлениями, копируя речь воспитателя. Жако отлично повторяет за человеком его манеру говорить, интонацию и даже тембр голоса. Чистая речь попугая делает его отменным пародистом.

А наиболее способными учениками считаются амазоны. Они быстро запоминают слова, но передразнивать человека не могут.

Покладистые какаду повторяют речь четко и ясно, но им постоянно требуется внимание хозяина и его ласка.

Если жако – главный артист среди попугаев, то интеллектуалом считаются ара.

Его словарный запас будет небогатым, зато он может научиться отвечать на поставленные вопросы, связывать события с известными словами.

Лорикеты могут сами выучить до 50 слов, но четкого произношения от них не добиться.

Благородный зелено-красный эклектус не лучший ученик – говорит он неохотно и мало.

Популярные у нас неприхотливые волнистые попугайчики быстро схватывают слова и могут удивить своего хозяина пусть нечеткими, но словами.

Аутсайдерами в этом «классе» можно назвать розелл и попугаев Корелла, которые способны запомнить лишь пару фраз, но зато они неплохо воспроизводят звуки и мелодии.

♥ ПО ТЕМЕ: Почему коты так любят сидеть / ложиться в небольшие пространства (коробки, пакеты и тд).

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 1545
Источник: https://yablyk.com/355729-305457/

Нелетающие птицы

Нужно отметить, что не все птицы пользуются своими крыльями, например, самая маленькая нелетающая птица, тристанский пастушок (рис. 1), их не использует, кроме нее, нелетающими являются все виды страусов (рис. 2) и такая птичка, как киви (рис. 3).

Рис. 1. Тристанский пастушок (Источник)

Рис. 2. Страус (Источник)

Рис. 3. Киви (Источник)

Все эти птицы относятся к бегающим и используют свои недоразвитые передние конечности для равновесия. Крылья пингвинов приобрели форму плавников, а на ногах имеются перепонки, которые позволяют им превосходно плавать. Пингвины обитают у берегов Антарктиды и способны выдерживать самые сильные морозы, которые бывают на Земле (рис. 4).

Рис. 4. Королевские пингвины (Источник)

Блок: 4/12 | Кол-во символов: 743
Источник: https://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/1-klass/zhivotnyy-mir/ptitsy-suschestvennye-priznaki-ptits?konspekt

Как научить попугая говорить

В учебе не всегда успеха добиваются самые способные – многое зависит от учителя, который раскрывает своего подопечного. Просто повторять перед попугаем слова, в надежде, что он начнет их повторять – недостаточно. Попугаи добиваются хороших результатов в изоляции от соплеменников, в условиях тесного эмоционального контакта с человеком и постоянного с ним общения. Записанные на диктофон слова попугаи запоминают хуже, чем произнесенные вживую. Да и обучать птиц лучше начинать смолоду. Было замечено, что лучшие результаты показывают попугаи, которым разрешают свободно летать по комнатам. Есть и конкретные рекомендации в обучении:

  • Самца попугая гораздо легче научить говорить, чем самку.
  • В идеале начать обучение с малого возраста.
  • Стоит заранее подобрать разучиваемые слова или фразу.
  • Занятия должны быть регулярными, желательно в одно и то же время.
  • Попугая не должны отвлекать посторонние звуки, он должен быть занят лишь вами.
  • Лучше всего запоминаются произносимые с эмоциями слова. Именно поэтому птицы часто повторяют ругательства и восклицания.
  • Разговаривать с птицей надо в тихом и комфортном месте.
  • Успешное повторение должно сопровождаться похвалой или лакомством.
  • Не ожидайте положительного эффекта от установки клетки с попугаем около телевизора, где постоянно что-то говорят (необходимы повторения одинаковых слов или фраз).
  • Находясь рядом с питомцем надо повторять 10-20 раз нужные фразы, чередуя их со следующими.
  • Если вам некогда заниматься, можно заранее записать, двухчасовой аудио-урок, который состоит из 20 минутного повторения фраз с последующим 30 минутным отдыхом и так далее.

Многие владельцы попугаев ждут быстрого результата от питомцев в запоминании речи. Это приводит к череде ошибок, которые замедляют процесс учебы. Кричать на попугаев не стоит – многое зависит от индивидуального природного таланта. Долгие уроки не выносят даже самые способные ученики. Научить попугая говорить – задача, требующая терпения. Зато это будет вознаграждено питомцем, радующим хозяина и гостей человеческой речью.

Смотрите также:

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 2074
Источник: https://yablyk.com/355729-305457/

Шея птиц

Кости птиц легкие и прочные, многие наполнены воздухом. Скелет жесткий, шея гибкая и подвижная. С ее помощью птицам легко строить гнезда, чистить перья и добывать пищу. Шея для птиц схожа по своим функциям с рукой человека.

Блок: 5/12 | Кол-во символов: 233
Источник: https://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/1-klass/zhivotnyy-mir/ptitsy-suschestvennye-priznaki-ptits?konspekt

Оперение птиц


Уникальной особенностью птиц является их оперение. Только у них есть перья, за что их называют еще пернатыми. Перья у птиц разные: одни покрывают тело и помогают птицам летать, другие защищают от холода (такие перья мягкие и пушистые). Перья водоплавающих птиц покрыты жировой пленкой. Это помогает птицам нырять и всегда оставаться сухими. Перья крыльев и хвоста помогают птицам летать и менять направление в воздухе, за что их и называют маховыми и рулевыми. Перья птиц естественно отличаются не только размерами, но и цветом. У алого ибиса перья красного цвета (рис. 5), у синего соловья верхняя часть тела покрыта синими перьями (рис. 6), у черного лебедя – черные (рис. 7), у павлина – большие переливающиеся всеми цветами радуги перья надхвостья (рис. 8).

Рис. 5. Алый ибис (Источник)

Рис. 6. Синий соловей (Источник)

Рис. 7. Черный лебедь (Источник)

Рис. 8. Павлин (Источник)

Перья защищают птиц от ушибов, от холода, сохраняют тепло и помогают летать. От образа жизни птицы также зависит вид и размер ее перьев. У совы перья мягкие и пушистые, они помогают ей летать хоть и не быстро, но почти бесшумно (рис. 9).

Рис. 9. Сова в полете (Источник)

У ястреба перья короче и близко прилегают к телу, что помогает ему перемещаться стремительно (рис. 10).

Рис. 10. Ястреб (Источник)

Дятлам перья помогают не только летать, но и сидеть, крепко уцепившись за ствол дерева (рис. 11).

Рис. 11. Дятел (Источник)

Альбатросы парят на узких и длинных крыльях, что позволяет им экономить энергию и часами не махать крыльями. Потому их считают неутомимыми летунами (рис. 12).

Рис. 12. Странствующий альбатрос (Источник) 

Птицы заботятся о своих перьях, разглаживают и вычищают их клювом. Перья, естественно, снашиваются, но постепенно обновляются.

Блок: 6/12 | Кол-во символов: 1783
Источник: https://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/1-klass/zhivotnyy-mir/ptitsy-suschestvennye-priznaki-ptits?konspekt

Клюв птиц

Клюв птицы может выполнять разную работу. Он может ловить рыбу, разрывать мясо, долбить орехи, доставать семечки, строить гнездо, но размельчать и пережевывать пищу птица не умеет. От образа жизни зависит форма клюва птицы. Изогнутый клюв фламинго процеживает воду, острый клюв цапли – это инструмент для ловли рыбы, пеликаны используют клюв с мешком как сачок для рыбы, воробьям приходится измельчать даже достаточно мелкие зерна. Клюв попугая похож на щипцы, с его помощью он дробит орехи, изогнутый клюв хищника приспособлен для разрывания мяса, у клеста раздвоенный клюв приспособлен для быстрого добывания зерен из шишек ели (рис. 13–16).

Рис. 13. Цапля (Источник)

Рис. 14. Пеликан с рыбой в клюве (Источник)

Рис. 15. Попугай (Источник)

Рис. 16. Орел-гарпия (Источник)

Блок: 7/12 | Кол-во символов: 796
Источник: https://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/1-klass/zhivotnyy-mir/ptitsy-suschestvennye-priznaki-ptits?konspekt

Пища птиц


У птиц нет зубов, потому они глотают пищу, не разжевывая ее. Иногда птицы глотают мелкие камешки, которые потом помогают им перетирать пищу внутри желудка.

Птицы едят разную пищу: птицы-рыболовы (чайка, гагара), насекомоядные (ласточка, стриж (рис. 17)), орел-змееяд (рис. 18) охотится почти исключительно на рептилий, южноамериканская гарпия охотится на обезьян, желтоносая кукушка не брезгует даже мохнатыми гусеницами, вороны же – вообще всеядные птицы.

Рис. 17. Ласточка (Источник)

Рис. 18. Орел-змееяд с добычей (Источник)

Птицы – достаточно прожорливые существа, ведь для полета им требуется много энергии. Например, синичка за один день съедает столько же, сколько весит сама. Крошечная колибри может выпить за день нектара вдвое больше собственного веса, а скворец съесть саранчи втрое больше, чем весит сам. Люди заметили это уже давно, потому в садах часто развешивают скворечники.

Блок: 8/12 | Кол-во символов: 910
Источник: https://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/1-klass/zhivotnyy-mir/ptitsy-suschestvennye-priznaki-ptits?konspekt

Лапы птиц

Форма лап птиц тоже приспособлена к их образу жизни. У лазающих птиц два пальца направлены вперед, а два назад, как у попугаев, так им легче цепляться за стволы дерева. У хищных птиц острые загнутые когти, ведь ими хорошо ловить добычу. У водоплавающих птиц на лапах перепонки, для того чтобы легче грести и быстрее передвигаться в воде (рис. 19).

Рис. 19. Лапы птиц: хищника, водоплавающей, ползающей (Источник)

У некоторых лапки короткие (глухарь (рис. 20)), а у некоторых длинные (птица-секретарь (рис. 21)), двупалые пальцы для бега (страус) и четырехпалые с длинными пальцами для ходьбы (белый аист, журавль канадский, большая голубая цапля), что помогает этим птицам ходить по топким болотам.

Рис. 20. Глухарь (Источник)

Рис. 21. Птица-секретарь (Источник)

Блок: 9/12 | Кол-во символов: 783
Источник: https://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/1-klass/zhivotnyy-mir/ptitsy-suschestvennye-priznaki-ptits?konspekt

Слух, зрение и обоняние птиц


У птиц прекрасное зрение и тонкий слух. Высокая скорость передвижения требует быстрого узнавания объектов местности, как дальних, так и близких. Например, сокол может рассмотреть свою добычу с расстояния в 1 км, а гриф – с расстояния в 3 км. Сова может находить свою добычу в полной темноте, ориентируясь только на слух.

Блок: 10/12 | Кол-во символов: 352
Источник: https://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/1-klass/zhivotnyy-mir/ptitsy-suschestvennye-priznaki-ptits?konspekt

Яйца птиц

Все птицы откладывают яйца, которые бывают разных размеров и окраски. Самые большие яйца – страусиные, они могут весить до 5 кг. У самой маленькой на свете птички колибри они меньше 1 см и весят всего 0,2 грамма (рис. 22).

Рис. 22. Яйца колибри, страуса и вымершей ныне слон-птицы (Источник)

Яйца могут быть разного цвета (рис. 23).

Рис. 23. Яйца певчего дрозда (Источник)

У птиц, которые откладывают яйца в закрытых гнездах или дуплах, скорлупа чаще всего белая. Яйца птиц, которые высиживают их на земле, чаще всего имеют маскирующую окраску (американская ржанка, речная крачка) (рис. 24), у эму яйца могут иметь необычайный иссиня-черный цвет, а кукушка откладывает яйца разного цвета в зависимости от того, в какое гнездо она подкидывает яйцо (рис. 25). Ученые подсчитали, что кукушки подбрасывают свои яйца птицам 150 видам.

Рис. 24. Яйца кулика-сороки имеют маскирующую окраску (Источник)

Рис. 25. Яйцо кукушки, подброшенное в гнездо горихвостки (Источник)

По форме яйца птиц тоже различаются. Они могут быть удлиненными (чомга) или почти круглыми (голубь-вяхирь) и даже конусовидные (кайра) (рис. 26), такая форма не позволяет им соскользнуть со скал.

Рис. 26. Яйцо кайры (Источник)

Блок: 11/12 | Кол-во символов: 1218
Источник: https://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/1-klass/zhivotnyy-mir/ptitsy-suschestvennye-priznaki-ptits?konspekt

Польза, которую приносят птицы


Мир птиц интересен и разнообразен. Птицы приносят огромную пользу. Существует даже Международный день птиц и отмечается он 1 апреля.

Список литературы

  1. Плешаков А.А., Окружающий мир. Учеб. и раб. тетр. для 1 кл. нач. шк., часть 2. – Просвещение, 2011.
  2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. Учебник для 1 кл.нач.шк. – Баласс.
  3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. – ВЕНТАНА-ГРАФ.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. Нарисуйте несколько птиц, запишите, чем они отличаются друг от друга.
  2. Используя материалы урока, выпишите несколько видов нелетающих птиц, летающих и водоплавающих.
  3. Сходите на прогулку во двор или лес. Сколько и каких птиц вам удалось увидеть, насколько отличаются их голоса? Свои наблюдения запишите.
  4. *Составьте кроссворд, используя названия птиц, которые вам известны.
Блок: 12/12 | Кол-во символов: 895
Источник: https://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/1-klass/zhivotnyy-mir/ptitsy-suschestvennye-priznaki-ptits?konspekt
Кол-во блоков: 17 | Общее кол-во символов: 29821
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/678950/: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 16506 (55%)
  2. https://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/1-klass/zhivotnyy-mir/ptitsy-suschestvennye-priznaki-ptits?konspekt: использовано 12 блоков из 12, кол-во символов 8938 (30%)
  3. https://yablyk.com/355729-305457/: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 4377 (15%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий